„еховские места - ’рамова€ гора
√лавна€ arrow —татьи arrow »стори€ arrow ’рамова€ гора
„еховские места

ѕоследнее
  • Ќемного устарело ...->
    28.12.12 10:47
    -> Sten
ѕосетителей: 572153

20.06.2018 г.
’рамова€ гора ѕечать E-mail
јвтор Administrator   
11.01.2008 г.
ќглавление
’рамова€ гора
—траница 2

’рамова€ гора (ивр. הַר הַבַּיִת‎, ’ар а-Ѕаит) — гора в юго-восточной части —тарого города »ерусалима (»зраиль), св€щенное место дл€ трЄх авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. ¬ насто€щее врем€ представл€ет собой обнесЄнную высокими стенами пр€моугольную площадь, возвышающуюс€ над остальными част€ми —тарого города, на которой расположены мусульманские св€тыни — јль-јкса и  уббат ас-—ахра (известна€ также как  упол —калы, или « упол над —калой»), построенные јбд аль-ћаликом в 637 году.

«начение ’рамовой горы в иудаизме

’рамова€ гора традиционно[1] отождествл€етс€ с горой ћори€ — местом, указанным јврааму Ѕогом дл€ принесени€ в жертву »саака (∆ертвоприношение »саака). Ќа этом же месте, впоследствии, видел свой знаменитый сон праотец »аков.

ћежду X веком до н. э. и I веком н. э. на ’рамовой горе сто€л »ерусалимский храм, который служил единственным разрешЄнным местом жертвоприношений ≈диному Ѕогу, а также €вл€лс€ центром религиозной жизни еврейского народа и объектом паломничества всех евреев три раза в год (на ѕесах, Ўавуот и —уккот).

Ќа ’рамовой горе царь ƒавид выкупил гумно у некоего јравны (ќрны) — иевусе€ и воздвиг жертвенник Ѕогу »зраил€, а его сын и наследник престола —оломон построил ѕервый ’рам в X веке до н. э. ¬ 586 году до н. э. ѕервый ’рам был разрушен Ќавуходоносором.

ѕосле возвращени€ евреев в »ерусалим из вавилонского пленени€ в 515 г. до н. э. был построен ¬торой ’рам.

÷арь »род во врем€ предприн€той им реконструкции ’рама (22 г до н. э.) увеличил площадь ’рамовой горы, возвед€ вокруг неЄ мощную подпорную стену и засыпав землЄй промежуток между стеной и холмом. –еконструкци€ продолжалась и наследниками »рода — јгриппой I и јгриппой II вплоть до »удейской войны (67 г н. э.). ’рам »рода просуществовал до 70 году н. э., когда был разрушен римл€нами под предводительством “ита.

ѕосле этого город длительное врем€ находилс€ в руинах и запустении.

  • ¬ 130 г. император јдриан повелел построить на развалинах »ерусалима римскую колонию Ёлиа  апитолина[2]. ¬ новом городе на месте ’рама было воздвигнуто св€тилище, посв€щенное ёпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась —в€та€ —в€тых, была воздвигнута конна€ стату€ јдриана. ѕо свидетельству греческого историка ƒиона  асси€ (155 — 235) это вызвало «свирепую и зат€жную войну». ¬спыхнуло новое еврейское восстание (¬осстание Ѕар- охбы или 2-€ »удейска€ война, 132 — 136 гг.).

¬осставшим евре€м удалось отвоевать Ёлию  апитолину (то есть »ерусалим), где они даже соорудили «временный ’рам» и, возможно, на короткое врем€ возобновили жертвоприношени€. “ак продолжалось три года, пока летом 135 года восстание не было подавлено и римл€не вновь захватили город. јдриан издал декрет, по которому всем, кто подвергс€ обрезанию, доступ в город был запрещЄн.

  • ¬ 361 году, на престол римской империи взошел ёлиан (361 — 363 гг.), которого христиане называют «отступником» (Apostata), за его стремление вернутьс€ к старой €зыческой «религии отцов». ¬ декабре 361 года, воцарившись на троне в  онстантинополе, ёлиан начал проведение в жизнь новой имперской религиозной политики. ќн объ€вил о свободе отправлени€ культа на подвластной ему территории, в том числе, и дл€ различных христианских сект, и о возврате конфискованного имущества €зыческих храмов. —реди прочего, ёлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского ’рама в »ерусалиме[3].
≈го отношение к иудаизму и намерение заново построить »ерусалимский храм объ€сн€етс€ тем, что он старалс€ лишить церковь еЄ еврейского основани€. ¬озобновление жертвоприношений в ’раме могло публично продемонстрировать ложность пророчества »исуса о том, что от ’рама "не останетс€ камн€ на камне"[4] и неверность утверждени€ об унаследовании иудаизма христианством.
»мператор без промедлени€ приступил к осуществлению своего плана. “ребуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Ёлипий јнтиохийский, один из преданнейших помощников ёлиана и бывший наместник Ѕритании. ѕодготовка материалов и инструментов, их доставка в »ерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. ѕланирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. ѕервым этапом работ было удаление развалин, находившихс€ на месте строительства. Ћишь после этого, по-видимому, 19-го ма€, строители непосредственно приступили к возведению ’рама.
ќднако 26-го ма€ 363 года работы по восстановлению ’рама были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедстви€ или аварии на ’рамовой горе[5]. ј спуст€ мес€ц ёлиан пал в бою, и его место зан€л христианский полководец »овиан, который положил конец всем его планам.
  • ѕосле того, как ѕалестину захватили арабы в 638 г., они на этом же месте построили свои св€тилища.

¬ насто€щее врем€ на месте ’рама —оломона находитс€ мечеть  уббат ас-—ахра ( упол —калы, или ћечеть ќмара). ќт ’рама »рода до насто€щего времени дошли всего две руины: западна€ опорна€ стена ’рамовой площади (южна€ часть которой известна как «—тена ѕлача», превративша€с€ в символ веры и надежды многих поколений евреев) и заложенные блоками и застроенные т. н. ««олотые ворота» — бывшие входные арки в восточной стене. ”тверждаетс€, что эти ворота сами собой откроютс€ в момент прихода ћессии.

’рамова€ гора €вл€етс€ самым св€тым дл€ евреев местом: религиозные евреи всего мира во врем€ молитв обращаютс€ лицом к »зраилю, евреи в »зраиле — к »ерусалиму, а евреи в »ерусалиме — к ’рамовой горе.

—огласно обещани€м еврейских пророков, после прихода ћессии на ’рамовой горе будет отстроен последний, “ретий ’рам, который станет духовным центром дл€ еврейского народа и всего человечества. “акже с ’рамовой горой св€зано ожидание так называемого —трашного —уда.

¬ период ’рама существовали различи€ в св€тости между разными част€ми ’рамовой горы. ¬ход в —в€та€ св€тых ’рама был разрешЄн только первосв€щеннику, и только в …ом- иппур дл€ ведени€ службы. ¬нутрь ’рама могли заходить лишь коэны. “ем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию ’рамовой площади, а согласно более строгой точке зрени€, — вообще вступать на ’рамовую гору. “акже было запрещено подниматьс€ на ’рамовую гору с иными, нежели религиозные, цел€ми или в непристойном виде.

—огласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, ћаймонида, св€тость »ерусалима и ’рамовой горы остаютс€ в силе и после разрушени€ ’рама. —егодн€ считаетс€, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на ’рамовую гору. ќднако существует точка зрени€, согласно которой этот запрет относитс€ лишь к восхождению на территорию, где сто€л ’рам, тогда как вход на остальную часть ’рамовой горы разрешЄн. ѕроблема заключаетс€ в том, что библейские источники не позвол€ют с точностью идентифицировать разрешЄнную зону.

 

ћестоположение ’рама

“радиционно ’рам располагают на том месте, где сегодн€ стоит мечеть ќмара (Charam al-Scharif), точнее —  упол —калы (Kubbet es-Sachra). —торонники этой точки зрени€ опираютс€ на сведени€ исторических источников, согласно которым  уббат-ас-—ахра перекрыла остатки сто€вшего здесь ¬торого ’рама. Ќаиболее аргументировано и последовательно эта концепци€ была изложена профессором Ћином –итмейером.

 раеугольный камень ( амень ќсновани€)
 раеугольный камень ( амень ќсновани€)

¬ средине  упола —калы возвышаетс€ на 1,25-2 метра больша€ скала длинной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Ётот камень считаетс€ св€щенным и окружЄн позолоченной решеткой, чтобы никто к нему не прикасалс€. —читаетс€, что это и есть тот Ёвен а-Ўти€ (« амень ќсновани€» или « раеугольный камень»), о котором в “алмуде говоритс€, что он с него √осподь начал —отворение мира[6] и который помещалс€ в —в€та€ св€тых »ерусалимского храма. ќднако это противоречит тому, что известно о « раеугольном камне» из еврейских источников. “ак, согласно ћишне, он поднималс€ над почвой всего на три пальца, а видима€ теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и первосв€щенник не мог бы ставить на неЄ кадильницу в …ом  иппур.

ƒругие полагают, что на этом камне во дворе ’рама находилс€ ∆ертвенник всесожжени€. ¬ таком случае, ’рам располагалс€ к западу от этого камн€. Ёто мнение более веро€тно, поскольку это соответствует пространственным отношени€м на ’рамовой площади и позвол€ет разместить ровную площадь достаточно больших размеров.[7].

—уществуют и другие варианты локализации ’рама. ѕочти два дес€тилети€ назад израильский физик јшер  ауфман предположил, что как ѕервый, так и ¬торой храмы были расположены в 110 метрах к северу от мечети —калы. ѕо его расчетам, —в€та€ св€тых и  амень ќсновани€ наход€тс€ под нынешним « уполом ƒухов» — небольшой мусульманской средневековой постройкой.

ѕротивоположную, «южную» (по отношению к  уполу —калы) локализацию ’рама на прот€жении последних п€ти лет разрабатывает известный израильский архитектор “уви€ —агив. ќн помещает его на месте современного фонтана јль- ас.



ѕоследнее обновление ( 11.01.2008 г. )
 
—лед. »