Чеховские места - Первосортный звук
Главная arrow Новости arrow Музыка arrow Первосортный звук
Чеховские места

Последнее
  • Немного устарело ...->
    28.12.12 10:47
    -> Sten
Посетителей: 554847

19.04.2018 г.
Первосортный звук Печать E-mail
Автор Administrator   
05.02.2008 г.

Первосортный звук

Лед тронулся, господа читатели, — выпущены ресиверы, поддерживающие HDMI 1.3 и умеющие декодировать звуковые форматы высокого разрешения.


Производители плееров Blu-ray и HD DVD наконец-то начинают приходить к стандартам, новые модели учатся правильно работать со всеми типами аудиодорожек, И появляется все больше дисков, в которых звуку уделено пристальное внимание. Пока что указанные возможности доступны лишь в топовых моделях, но правильно говорят — готовь сани летом, Ведь будущий год обещает стать переломным — в том смысле, что HD-видео и аудио пойдет в массы.

О видео высокого разрешения мы писали не раз и думаем, что вы уже в курсе всего, что только можно узнать об этом. А вот звуковые форматы на фоне великолепия новых телевизоров зачастую незаслуженно забываются, хотя готовят нам не меньший скачок качества. 14 эту азбуку мы посвящаем им.

Сначала вспомним, что у нас было... но нет — как бы ни хотелось сказать «в прошлом», это все-таки то, что у нас есть сейчас. Итак, большая видеотека с дисками DVD, на обложках которых мы встретим одну или сразу обе эмблемы — Dolby Digital и DTS. Эти протоколы способны передавать сжатый с потерей качества звук 5.1 (или 7.1). У первого используется кодек АСЗ с максимальным битрейтом 448 кбит/с. Обратите внимание: этот поток не делится поровну на все каналы, а использует меняющееся значение, где преимущество отдается наиболее насыщенному информацией каналу. DTS считается более прогрессивным форматом: здесь применяется кодек DTS Coherent Acoustics, максимальный битрейт достигает 1536 кбит/с и каждой дорожке уже обязательно зарезервировано место. Исторически сложилось так, что компании DTS все давалось непросто. Ее схемы долго не могли завоевать популярность у студий и пользователей, и только в начале второго тысячелетия она вышла на достойный уровень. Кстати, DTS предлагала и аудиокодек для стepeo CD, в котором файлы кодировались без потери качества в 24-битовом разрешении. Данные считывались пакетно, подобно компьютерным файлам, поэтому о потерях из-за интерполяции неверно считанных битов можно было бы позабыть. Как бы то ни было, формат, к сожалению, не стал распространенным.

Как только монстры рынка Toshiba и Sony объявили о начале работы над созданием носителей большой емкости, предназначенных для воспроизведения видео высокого разрешения, компании Dolby Digital и DTS приступили к разработке аудиоформатов под стать HD-видео. Главное преимущество Blu-ray и HD DVD — вместимость. На 30-или 50-гигабайтном диске не только можно записать массив видеоданных 1080р, но и останется место для звука, причем по сравнению с DVD места этого предостаточно, хотя и не в избытке... Поэтому каждая фирма выдала на суд публики и прокатных компаний несколько форматов. И на фоне «бедного» вариантами DVD возникшая сегодня «разносортица» сбивает потребителей с толку. Попробуем же разобраться с каждым стандартом по отдельности.

Долби всех вокруг
Dolby Laboratories, Inc. в первую очередь доработала уже существующий АСЗ, доведя максимальный битрейт до 505 кбит/с (HD DVD) и 640 кбит/с (Blu-ray). Здесь сразу же стоит упомянуть о нюансе новых кодеков: они отличаются друг от друга еще одним параметром, принимающим значение mandatory или optional, что по-русски можно определить как «принудительный» и «вариативный». Эта метка показывает, в каких форматах могут быть записаны дополнительные дорожки; как правило, это перевод на другой язык или, обратите внимание, звук высокого качества. Главный трек должен быть записан в варианте mandatory, а дополнительные могут быть обоих типов. Так, для дисков Blu-ray со звуком Dolby Digital это означает обязательное присутствие дорожки АСЗ, которая будет играть роль некоего ядра, то есть в случае не обнаружения нужного способа вывода (кодека или выхода) транслироваться будет именно она.

Следующий шаг Dolby — кодек Е-АСЗ (Dolby Digital Plus) с битрейтом 3 Мбит/с (HD DVD) и 1,7 Мбит/с (Blu-ray). Как видим, он уже способен передавать сжатый (хоть и с потерями) звук, качество которого сопоставимо с закодированным в 320 кбит/с файлом МРЗ. На таком уровне отличия от стандартного CD можно уловить лишь на хорошей аппаратуре (и с хорошими ушами).

И наконец, самый важный для любителей хорошего звука формат Dolby TrueHD. Заметьте, даже в названии убрано слово Digital, что, по мнению разработчиков, символизирует качество, подобное аналоговому сигналу. Собственно, так оно и есть: о нем еще говорят «бит в бит», то есть как записано, так и воспроизведено. Иными словами, здесь уже не используется кодирование с потерей качества (работает кодек MLP lossless, портированный из DVD-Audio), а разрешение сигнала (каждого канала) составляет 24 бит/96 кГц. Большего, в сущности, и желать незачем.

Театр на всю округу
Компания DTS, Inc., памятуя, что она вышла в народ с форматом, подразумевающим более высокое качество, нежели ее извечный конкурент, решила и для HD-дисков создать нечто выдающееся. По сути, конечно, основные параметры похожи на то, что предлагает Dolby, но есть и несколько ключевых различий. Во-первых, кодек DTS Coherent Acoustic исконно работал со звуком иначе, чем АСЗ, но здесь мы не будем вступать в спор о том, что лучше, и скажем лишь, что ряд экспериментов показал: на низких битрейтах лучше работает Dolby, на высоких — DTS. Правда, последний вообще не используется на «узких» потоках...

Итак, начальная версия вообще никак не изменилась, так и оставшись DTS с потоком 1509 кбит/с. И этот формат — единственный, кто имеет параметр mandatory, то есть он обязательно будет включен, если на Blu-ray или HD DVD есть дорожка в DTS, и будет играть роль ядра.

Зато второй шаг предполагает уже больший объем данных. Причем если и Dolby, и DTS дают на дисках HD DVD одинаковый поток в 3 Мбит/с, то в случае с Blu-ray они не столь солидарны. Первый снижает поток до 1,7 Мбит/с, а второй, наоборот, повышает до 6 Мбит/с. Видимо, отголоски войны «носителей будущего» добрались и до этих фирм. По сути, формат DTS-HD High Resolution Audio тоже подразумевает кодирование с потерей данных, но, конечно, с более высоким качеством и чаще всего с параметрами 24 бит, а иногда и 96 кГц.

Наконец, «генерал» — формат DTS-HD Master Audio, подобно конкуренту, применяет Lossless-кодек, однако на дисках Blu-ray он способен занять канал в 24,5 Мбит/с! И еще раз подчеркнем, что на HD DVD битрейт тот же — 18 Мбит/с.

Выводок
Как видим, фирмы обещают нам светлое будущее с великолепным звуком, но, как обычно, есть несколько «но». Проблема номер один связана с пропускной способностью самих дисков. Для HD DVD эта цифра равняется 30,24 Мбит/с (здесь мы приводим данные для потоков аудио + видео + субтитры, а так называемый RAW считать не стоит, поскольку он задействуется лишь при работе с компьютером), Blu-ray же способен выдать на-гора 40,8 Мбит/с. При этом видео Full HD требует для себя, в случае с кодеком MPEG-2, ширину канала в 20 Мбит/с, а с кодеком VC1 или AVC — 13 Мбит/с. Исходя из этих цифр, легко прийти к заключению, что на диске поместится только одна дорожка формата TrueHD или Master Audio. Правда, разработчики говорят о возможности отдельного микширования голосов переводов, но ни одного подобного релиза нам еще не встречалось. Вторая проблема этих форматов, пугающая всех потребителей, — вывод звука. Если декодированием занимается сам плеер, то звук может транслироваться. через аналоговые выходы, но по понятным причинам такой вариант большинство пользователей не устраивает. Однако по обычной «цифре» (S/PDIF) можно выдать лишь обычные же Dolby Digital и DTS. Для передачи остального «шика» потребуется HDMI. Но если использовать HDMI 1.1 и 1.2, то будет происходить конвертация в линейный РСМ (обычный цифровой звук) и результат будет транслироваться на ресивер, а начальные Dolby Digital и DTS передаются полноценно для декодирования посредством ресивера. Лишь в версии HDMI 1.3 возможна передача любого типа аудиосигнала (включая TrueHD и Master Audio) на ресивер. И, наконец, проблема номер три — на сегодняшний день не каждый плеер умеет декодировать все форматы. Зачастую какая-либо модель способна вывести в РСМ, например, TrueHD, но не работает с Master Audio. Кстати, именно потому эти форматы и существуют лишь как optional, чтобы потребитель не остался совсем без звука из-за отсутствия каких-то кодеков в проигрывателе. Однако если ваш ресивер декодирует все, что поступает на него по HDMI 1.3, то поддержка таковых в плеере не обязательна.

Подводя итог всему этому описанию «высокого аудио», подчеркнем: мы рекомендуем нашим читателям при покупке HD-плеера или нового ресивера обязательно брать в руки паспорт с техническими характеристиками и смотреть в нем таблицу совместимости — в силу новизны форматов у многих моделей могут присутствовать совсем неожиданные ограничения. А слушать полноценный звук в кино все же хочется, благо в хороших релизах, уверяем вас, реально есть что слушать!

 

http://www.allacoustics.ru/articles_487.htm

Последнее обновление ( 05.02.2008 г. )
 
« Пред.   След. »